0-9
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Zdeněk Fibich

1 pieces
569
Donate
Favorite
Notes
By popularity
By popularity
Alphabetically
Замечательный чешский композитор З. Фибих наряду с Б. Сметаной и А. Дворжаком справедливо причислен к основоположникам национальной композиторской школы. Жизнь и творчество композитора совпали с подъемом патриотического движения в Чехии, ростом самосознания ее народа, и это нашло живейшее отражение в его произведениях. Глубокий знаток истории своей страны, ее музыкального фольклора, Фибих внес значительный вклад в развитие чешской музыкальной культуры и особенно музыкального театра.

Композитор родился в семье лесника. Свое детство Фибих провел среди чудесной природы Чехии. На всю жизнь он сохранил память о ее поэтической красоте и запечатлел в своем творчестве романтические, сказочные образы, связанные с миром природы. Один из самых эрудированных людей своей эпохи, обладавший глубокими и разносторонними знаниями в области музыки, литературы и философии, Фибих начал профессионально заниматься музыкой с 14 лет. Музыкальное образование получил в музыкальной школе Сметаны в Праге, потом в Лейпцигской консерватории, а с 1868 г. совершенствовался как композитор сначала в Париже и, несколько позже, в Мангейме. С 1871 г. (за исключением двух лет — 1873-74, когда он преподавал в музыкальном училище РМО в Вильнюсе) композитор жил в Праге. Здесь он работал вторым дирижером и хормейстером Временного театра, регентом хора русской православной церкви, заведовал репертуарной частью оперной труппы Национального театра. Хотя Фибих и не занимался преподавательской деятельностью в музыкальных учебных заведениях Праги, у него были ученики, ставшие впоследствии видными представителями чешской музыкальной культуры. Среди них К. Коваржовиц, О. Острчил, 3. Неедлы. Кроме того, существенным вкладом Фибиха в педагогику стало создание им школы игры на фортепиано.

В становлении музыкального дарования Фибиха существенную роль сыграли традиции немецкого музыкального романтизма. Немалое значение имело я увлечение чешской романтической литературой, в особенности поэзии Я. Врхлицкого, чьи произведения были положены в основу многих сочинений композитора. Как художник Фибих прошел сложный путь творческой эволюции. Его первые крупные произведения 60-70-х гг. пронизаны патриотическими идеями движения национального возрождения, сюжеты и образы заимствованы из чешской истории и народного эпоса, насыщены выразительными средствами, характерными для национального песенно-танцевального фольклора. Среди этих сочинений впервые принесшая композитору известность симфоническая поэма «Забой, Славой и Людек» (1874), патриотическая опера-баллада «Бланик» (1877), симфонические картины «Томан и лесная фея», «Весна». Однако наиболее близкой Фибиху сферой творчества стала музыкальная драма. Именно в ней, где сам жанр требует тесной взаимосвязи различных видов искусства, нашла свое применение высокая культура, интеллигентность и интеллектуализм композитора. Чешские историки отмечают, что, создав «Мессинскую невесту» (1883), Фибих обогатил чешскую оперу музыкальной трагедией, которая по захватывающей силе художественного воздействия не имела в ту пору себе равных. Конец 80 — начало 90-х гг. Фибих посвящает работе над своим наиболее монументальным произведением — сценической мелодрамой-трилогией «Ипподамия». Написанное на текст Врхлицкого, который своеобразно развил здесь известные древнегреческие мифы в духе философских воззрений конца века, это сочинение обладает высокими художественными достоинствами, возрождает и доказывает жизнеспособность жанра мелодрамы.

Последнее десятилетие в творчестве Фибиха оказалось особенно плодотворным. Им были написаны 4 оперы: «Буря» (1895), «Геды» (1897), «Шарка» (1897) и «Падение Арканы» (1899). Однако самым значительным созданием этого периода стало уникальное для всей мировой фортепианной литературы сочинение — цикл из 376 фортепианных пьес «Настроения, впечатления и воспоминания». История его возникновения связана с именем Анежки Шульц, жены композитора. Этот цикл, названный З. Неедлы «любовным дневником Фибиха», стал не только отражением глубоко личных и сокровенных чувств композитора, но явился своего рода творческой лабораторией, из которой он черпал материал для многих своих произведений. Афористически краткие образы цикла своеобразно преломились во Второй и Третьей симфониях и особую трепетность обрели в симфонической идиллии «Перед вечером». Скрипичная транскрипция этого сочинения, принадлежащая выдающемуся чешскому скрипачу Я. Кубелику, получила широкую известность под названием «Поэма».