0-9
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Black Sabbath

3 pieces
79
Notify me of new notes
Donate
Favorite
Notes
Albums
Black Sabbath (МФА: [blæk ˈsæbəθ]) — британская рок-группа, образованная в Бирмингеме, Англия, в 1968 году и оказавшая значительное влияние на развитие рок-музыки, прежде всего, хеви-метал. Дебютный альбом Black Sabbath считается одним из первых хеви-метал-альбомов, заложившим, кроме того, фундамент и для последующего развития дум-метала. Десять альбомов группы входили в первую десятку UK Albums Chart. К 2012 году общий тираж альбомов Black Sabbath приблизился к 70 миллионам.

Группа воссоединилась в первоначальном составе в 2011 году. В 2012 году музыканты выступили на нескольких музыкальных фестивалях, а в 2013 году записали новый альбом и провели масштабное мировое турне. 3 сентября 2015 года группа объявила о старте прощального тура под названием «THE END»; 4 февраля 2017 года был сыгран последний концерт, после чего группа распалась. Айомми не исключил запись нового материала или одноразовых выступлений под именем «Black Sabbath».

История группы
Группу образовали четверо выходцев из Астона в Бирмингеме: Оззи Осборн, Тони Айомми, Гизер Батлер и Билл Уорд. Музыкальный «мозг» будущего состава, гитарист Айомми, играл до 1966 года в нескольких местных группах: The In Crowd, The Birds and the Bees, а затем в Mythology: он рассказывал, что в то время находился под влиянием Хэнка Марвина (гитариста The Shadows) и джазовых гитаристов, особенно Джанго Рейнхардта. Уорд (также в недавнем прошлом участник Mythology) интересовался джазом: его любимыми барабанщиками были Бадди Рич и Джин Крупа. Гизер Батлер своим главным источником раннего вдохновения впоследствии называл игру Джека Брюса, басиста Cream. Оззи Осборн играл в группе The Prospectors (где также участвовал Джимми Филипс, будущий слайд-гитарист Polka Tulk), The Black Panthers, Approach и Music Machine (здесь в начале 1966 года он заменял заболевшего вокалиста). Осборн вспоминал позже, что его любимыми исполнителями были The Beatles (особенно ему нравился альбом Revolver), а кумиром — Джон Леннон.

В 1968 году, после распада Mythology, Айомми и Уорд решили собрать новый коллектив, который играл бы тяжёлый блюз. Они пригласили в состав Батлера и Осборна, в то время — участников группы Rare Breed, — после того, как заметили в местном музыкальном магазине написанное последним объявление: «Оззи-Зигу нужны концерты — усилитель имеется»(англ. Ozzy Zig Needs Gig - has own PA). Первоначально группу назвали The Polka Tulk Blues Band (в честь дешёвой разновидности тальковой пудры, которую Осборн заметил в ванной своей матери):63. В состав группы входили также слайд-гитарист Джимми Филипс (Jimmy Phillips) и саксофонист Алан Кларк (Alan «Aker» Clarke). Затем название группы сократили до Polka Tulk, а затем (вопреки протестам Осборна) переименовали её в Earth:84; к этому времени Филипса и Кларка в составе уже не было.

Группа часто играла в клубе «Henry’s Blues House», принадлежавшем Джиму Симпсону — джазмену и трубачу. Так как музыканты играли приджазованный блюз, Симпсону это понравилось, и он предложил им свои услуги в качестве менеджера. Из-за боязни, что в случае отказа группа лишится места для выступлений, музыканты согласились.

Первое, что сделал Симпсон, это устроил группу в проект «Big Bear Folly» — британское турне четырёх групп, в котором каждый вечер заканчивался джемом, когда на сцену выходили все сразу. В декабре 1968 года Айомми по приглашению Йэна Андерсона присоединяется к Jethro Tull, однако участие гитариста в этом составе было непродолжительным. Тем не менее он успел появиться с Jethro Tull в телешоу The Rolling Stones Rock and Roll Circus. Уже в январе 1969 года, разочаровавшись в направлении развития, избранном Jethro Tull, он вернулся в Earth. «Я хотел быть частью группы, в которой всё делается сообща, а не быть приглашённым в состав, где всё уже решено», — позже вспоминал Айомми.

К этому моменту музыканты начинают сочинять собственные песни. «Wicked World» и «Black Sabbath» стали первыми песнями, написанными на репетициях. «The Wizzard» был написан после того, как находясь в одном из клубов и приняв наркотики, Оззи с Гизером увидели, что снаружи кто-то по-дурацки скачет. Им показалось, что это эльф, и они взяли и воплотили в тексте то, что им привиделось.

Песня «Black Sabbath» была написана с использованием пресловутого «интервала Дьявола». Воспоминания музыкантов об истории создания песни разнятся. По одним утверждениям, создание песни навеяно работами мастера оккультной прозы Денниса Уитли, и Осборн написал к ней текст, под влиянием пересказанного Батлером эпизода, который случился с ним вскоре после того, как он прочитал книгу XVI века о чёрной магии. («…Я проснулся среди ночи: у дальнего конца кровати стояла фигура в чёрном. Несколько секунд спустя она словно бы растворилась, заставив меня пережить момент незабываемого ужаса…» — отсюда первые строки песни: «What is this that stands before me? Figure in black which points at me…»). Айомми утверждает, что он просто что-то играл «и вдруг „дум-дум-дуууммм“. И это было оно! тут же выстроилась песня. У меня родился рифф, затем каждый стал нанизывать по кусочку, и в конце концов получилось нечто потрясающее». Эта песня тотчас задала развитию группы новое направление.

Причины выбора группой исполнения более «тёмной» музыки и оккультной тематики также разнятся. Так, в одном из интервью музыканты заявили, что эта идея впервые пришла в голову Айомми: как-то раз, глядя из окна на очередь за билетами в кинотеатр, где шёл фильм Марио Бава «Три лика страха» (в англо-американском прокате он вышел под названием «Black Sabbath» — «Чёрная Суббота») с Борисом Карлоффом в главной роли, он заметил: «Если людям нравятся пугающие фильмы, может, им понравится пугающая музыка?». Позже, в своей автобиографической книге, Айомми заявит: «Знаю, что есть фильм Бориса Карлоффа (Borris Karloff) под названием „Black Sabbath“, но в то время он нам не попадался».

Между тем, выяснилось, что в Англии многие путают их с другой, образовавшейся ранее, группой Earth, а значит, название пора менять. «Гизер предложил назваться Black Sabbath, и это звучало слишком подходящим для нас, чтобы не воспользоваться» позднее скажет Айомми.

Симпсон устраивает группе первое выступление в Европе. Одним из первых клубов, в которых выступила группа, был знаменитый гамбургский «Star Club». По воспоминаниям Айомми, музыканты в то время курили много травы и любыми способами пытались привлечь к себе внимание. Так на одном из концертов Айомми купил себе флейту и пытался играть на ней, но держал её чересчур низко, так что получалось что он только выдувал воздух. В другой раз Оззи выкрасил себе лицо пурпурной краской.

Осенью 1969-го года группа записывает демо: «The Rabel» и «The Song For Jim». Песня «The Song For Jim» была написана Норманом Хайнсом (Norman Haines) из группы Джима Симпсона, и Джим хотел, чтобы группа её записала. Симпсон так же настоял, чтобы группа записала «Evil Woman» — кавер на американский хит группы Crow, считая, что музыкантам нужно что-то «коммерческое». Демо «The Wizard» Симпсон использовал чтобы заинтересовать диск-жокея Джона Пила. Тот предоставил группе время на своём шоу и в ноябре того же 1969-го Black Sabbath впервые выступили на национальном радио в шоу «Top Gear» и исполнили «Black Sabbath», «N.I.B.», «Behind The Wall Of Sleep» и «Sleeping Village».

Black Sabbath и Paranoid (1970—1971)
Во время одного из выступлений группы в «Henry’s Blues House» туда зашёл Тони Холл (Tony Hall) — достаточно известный диджей. Ему понравилось выступление группы и он заключил контракт с музыкантами от имени своей компании «Tony Hall Enterprises», а затем продал этот контракт лейблу «Fontana». Группа приступила к записи своего первого альбома.

От компании звукозаписи для руководства записью был назначен продюсер Роджер Бейн. Запись происходила в студии «Regent Sound» (Тоттенхэм, Лондон) в октябре 1969 года. Студия была размером с жилую комнату, все музыканты играли одновременно, между ударными и гитаристами установили перегородку, а Оззи пел в ванной комнате в то же самое время, когда остальные играли. Инженером звукозаписи был Том Аллом (Tom Allom). По утверждению Айомми самой большой проблемой было объяснить, как настраивать аппаратуру группы. Бейн и Аллом проигрывали записанные дорожки по отдельности и слушая по отдельности инструменты пытались изменить их звучание, пока, по утверждению Айомми, не поняли, что нужно слушать звучание группы целиком.

Весь материал был записан на четыре дорожки, Бейн и Аллом добавили колокола и раскаты грома в песню «Black Sabbath». Кто-то из них принёс плёнки с эффектами и предложил их добавить, и музыканты согласились на это. Фотографию для альбома сделали на водяной мельнице в деревне Mapledurham. На внутренний разворот поместили перевёрнутый крест, с которого по словам Айомми «начались многие наши неприятности. Мы неожиданно стали сатанистами.» На окончательном сведении альбома музыканты не присутствовали, так как отправлялись в турне по Европе. Звукозаписывающая компания «Philips Records», владевшая лейблом «Fontana» передала группу на «Vertigo Records» — только что образованное подразделение, специализирующееся на прогрессив-роке.

Ещё до записи альбома Симпсон подписал контракты на множество выступлений группы, между тем их заработок составлял порядка 20 фунтов, вследствие этого музыканты решают сменить продюсера. Первым, с кем музыканты встретились, был Дон Арден, однако музыканты не хотели с ним работать, по словам Айомми «возле него крутилась толпа гангстероподобных персонажей». Тогда Уилф Пайн, помощник Ардена, предложил музыкантам поработать с Патриком Миханом. Михан понравился музыкантам и с ним заключили контракт. Новый менеджер сразу же ограничил общение музыкантов с прессой, что сделало выход альбома более интригующим.

9 января 1970 г. лейбл выпустил сингл «Evil Woman», а вслед за ним, как настояли маркетологи звукозаписывающей компании, в пятницу 13 февраля 1970 года вышел и альбом, получивший название Black Sabbath. Он поднялся до 8-го места в чарте UK Albums Chart, четыре месяца спустя был выпущен (на Warner Bros. Records) в США, где поднялся до 23-го места в Billboard 200, продержался в Top 40 около года и разошёлся за это время миллионным тиражом.

При том, что альбом имел коммерческий успех (а впоследствии стал — как в США, так и в Великобритании — платиновым), в 1970 году он подвергся серьёзной критике; в частности, был крайне невысоко оценён Лестером Бэнгсом, рецензентом Rolling Stone. Скептическое отношение к группе со стороны музыкальных критиков сохранялось в течение многих лет. Как отмечал в 1973 году альманах «Rock Files», «…Любой третьесортный саппорт-бэнд имел больше шансов попасть в программу Джона Пила, чем Black Sabbath». Группа, до ухода Осборна в 1979 году, сумевшая продать 8 миллионов копий своих альбомов, своим взлётом была обязана исключительно преданности фанатов. Сам Оззи Осборн впоследствии так объяснял истоки музыкального мировоззрения своего коллектива: «В чартах <конца 1960-х годов> только и слышалось: 'Если вы соберётесь в Сан-Франциско, не забудьте, что у вас должны быть цветы в волосах…' Мы же в Астоне, если и видели цветы, так только в венках на гробах, что отправлялись на кладбище».

После записи «Black Sabbath» группа приступила к написанию песен для второго альбома. Некоторые из них были написаны в дороге по Европе, в частности «War Pigs». Основная идея этой песни, по словам Айомми, появилась в Цюрихе. Первоначально она называлась «Walpurgis» и имела совершенно другой текст. По утверждению Айомми он не знает, почему Гизер переделал её из «Walpurgis» в «War Pigs». «Лирика была его епархией. Мне нравилось что он делает, так что я особенно расспросами его не донимал.» Часть подготовительной работы к альбому была проделана в Монмуте (Уэлс).

В июне 1970 года группа возвращается в студию «Regent Sound» и приступает к работе. Запись альбома протекала достаточно споро и заняла не более трёх-четырёх дней.

Первоначально альбом предполагалось назвать War Pigs, но компания звукозаписи, опасаясь возможных политических осложнений, настояли на смене заголовка. В сентябре 1970 года он выходит под названием Paranoid. Обложку переделывать было поздно, поэтому она осталась с мотивами первоначального названия: «свинья войны» со щитом и мечом. Альбом стремительно возглавил британский хит-парад. Участники группы возражали против выпуска заглавного трека синглом и не были обрадованы известием о том, что он добрался до 4-го места в UK Singles Charts, выведя их таким образом (как они полагали) «на подростковый рынок». Впоследствии критики отмечали, что трек во многом опередил своё время и к панк-року был ближе, чем хеви-метал. О том, насколько случайной оказалась эта новация, свидетельствует тот факт, что песня «Paranoid» была записана в последний момент, исключительно ради того, чтобы удлинить альбом.
Знаете, как возникла вообще Paranoid? Мы были в студии, требовалось добить альбом 3-4 минутами материала, а его-то у нас и не было. Тони обыгрывал себе этот рифф-и всё случилось само собой: мы совершенно эту вещь не готовили. Вот так: часами и днями можно пытаться написать классическую вещь, а в конечном итоге — случайно забрасываешь идею, гляди-ка, что получается: песня поднимается до 2-го места в чартах!..
Оригинальный текст (англ.)
— Оззи Осборн. BBC Radio 2. My Top 10.
Американский релиз был отложен до января следующего года; компания решила подождать, пока первый альбом не покинет чарты. Paranoid поднялся до #12 в США. Видя коммерческий успех альбома записывающая компания решила выпустить из альбома вторым синглом песню «Iron Man»; в Top 40 сингл не вошёл, но песня стала одной из популярнейших в концертном репертуаре группы. Альбом Paranoid остался в истории не только как самый коммерчески успешный альбом группы, только в США разошедшийся 4-миллионным тиражом, но и (согласно Allmusic) как один из «величайших и самых влиятельных хеви-метал-альбомов всех времён».

В декабре 1970 года группа отправляется в своё первое американское турне. Первый концерт в США состоялся в клубе под названием «Ungano’s» в Манхэттене. Тур начинался неудачно, началось с того, что музыканты привезли всю свою аппаратуру не зная, что напряжение в США отлично от Европы, в результате она у них сгорела. Кроме того, так как группа не была там известна, некоторые думали что Black Sabbath чёрная группа и приходили послушать соул. Но постепенно всё утряслось и тур шёл по восходящей.

В это же время у музыкантов начинаются проблемы с сатанинскими сектами. По утверждению Айомми, ещё в Англии, к ним на концерты ходил Алекс Сандерс (англ. Alex Sanders (Wiccan)), «главный ведьмак в Англии, „Король Ведьм и Ведьмаков“». В США, перед концертами в Сан-Франциско Антон Лавей, основатель Церкви Сатаны, устроил парад в честь группы. Как пишет Айомми у него хранится фотография: «Лавей в Роллс-Ройсе и большой баннер, гласящий: „Добро пожаловать, Black Sabbath“». Одна из сатанинских сект предложила группе сыграть «Walpurgis» в Стоунхендже, и после отказа, по словам Айомми, наложила на членов группы проклятие. Музыканты очень серьёзно к этому отнеслись. Айомми пишет: «В то время мы часто обсуждали сны, и часто получалось, что нам снятся одно и тоже, и это было странно. Может, это были проделки Валпурги, но в одну ночь нам всем приснилось, что ношение крестов защитит нас от зла. И мы стали их носить». До этого Оззи носил на шее водопроводный кран, после этого происшествия его отец сделал вначале Оззи а затем и остальным алюминиевые кресты. Позднее Михан принёс им золотые. Айомми говорит: «Я никогда не выхожу на сцену, не надев своего креста. Когда я собираюсь в тур, у меня есть две вещи, за которыми я тщательно слежу: крест и напальчники.». Там же в Америке, как вспоминает Айомми к ним приходил глава «Ангелов Ада», чтобы благословить. «Вы понимаете, это не тот человек, которому можно сказать „Чувак, отвали“» — говорит Айомми.

Master of Reality и Volume 4 (1971—1973)
Воодушевлённая коммерческим успехом Paranoid, ещё до выхода его в Америке, звукозаписывающая компания начала оказывать давление на музыкантов на предмет записи следующего альбома. К этому моменту группа из-за увеличившейся популярности и стремления продюсеров заработать всё время находилась в гастролях. Как говорит Айомми, «менеджеры постоянно отправляли нас в путь по странному расписанию. Иногда мы играли по дважды в день в разных городах.» В феврале 1971 года Black Sabbath отправляется в студию и приступают к работе над третьим альбомом. На этот момент у них уже не было готовых песен, поэтому на запись альбома было выделено две недели. Тем не менее, по утверждению Айомми, работа над альбомом пошла достаточно легко, хотя музыкантам и не хватало материалов. Как вспоминает Айомми, приходилось удлинять песни, вставляя в них гитарные куски. При работе над альбомом группа идёт на эксперимент: всем понизить строй, чтобы звук был «больше, тяжелее». Айомми вспоминает: «У большей части групп в те времена были ритм-гитарист и клавишник, а у нас только гитара, бас и ударные, поэтому мы попытались сделать их настолько жирными, насколько это возможно. Понижение строя, казалось, придаёт звучанию глубины. Думаю, я первым такое сделал.» В этом стиле были записаны «Children Of The Grave», «Lord Of This World» и «Into the Void». В альбоме впервые появилась акустическая композиция («Orchid»).

В апреле 1971 года студийная работа была завершена и в июле того же года группа выпустила Master of Reality. В течение двух месяцев альбом получил «золотой» статус, как в Великобритании, так и в США, где в конечном итоге он стал дважды платиновым.

Невзирая на результаты продаж, альбом был разгромлен в музыкальной прессе. Rolling Stone (устами того же Лестера Бэнгса) назвал пластинку «наивной, примитивной, монотонной — и вообще, совершеннейшей чепухой». Это же издание 22 года спустя включило Master of Reality в свой список 500 величайших альбомов всех времён (#298).

Как и предыдущие альбомы, Master of Reality содержал несколько спорных моментов. «Sweet Leaf» расстроила многих, так как затрагивала тему наркотиков, а в «After Forever» некоторые усмотрели сатанинскую направленность из-за ироничной строки Гизера «хотели бы вы увидеть Папу на конце верёвки (англ. would you like to see Pope on the end of a rope)?».

После выхода альбома группа снова отправляется в турне в США. Там, к уже привычным по Великобритании гашишу и химическим препаратам группа сводит своё знакомство с кокаином. 1972 год начинается для группы с 19-и дневного британского турне. Затем с марта следует тридцать два шоу по Штатам и Канаде под названием «Iron Man» (группа выступала вместе с Yes). Напряжённый ритм привёл к плачевным результатам. Уорду диагностировали гепатит и положили в больницу. Гизер, постоянно ограниченный в еде (он был вегетарианцем и не мог достать еды, которая ему была нужна), из-за комбинации с употреблением наркотиков отощал и также оказался в больнице. Айомми оказался на грани нервного срыва и ему прописали валиум в больших дозах. Единственным работоспособным остался Оззи, хотя, по утверждениям других музыкантов, он «вёл самый нездоровый образ жизни». «Мы все очутились в нокдауне, а Оззи? Он был здоров, как бык» — Айомми.

Black Sabbath взяли паузу, впервые за три года. «Группа стала ощущать серьёзные усталость и утомление. В течение нескольких лет мы находились в непрерывном движении, чередуя концерты и студийную работу. Master of Reality в каком-то смысле завершил эру трёх первых альбомов, и мы решили взять передышку, прежде чем приступить к работе над следующим альбомом»:64-65, — рассказывал позже Билл Уорд.

Всемирная известность практически не изменила отношение участников группы к себе и окружающему миру. Своё ощущение от стремительного восхождения из нищеты к вершинам славы Батлер описывал так:
«    Мы из Астона, где все были очень бедны. У нас в доме даже не было горячей воды. Мы были в то время детьми — о деньгах даже не думали. До Black Sabbath была у меня работа: я получал 2.50 в неделю. Со дна мы поднялись к таким вершинам, когда легко можно было купить роллс-ройс, но для нас это не имело никакого значения. Деньги текли меж пальцев, как вода. На деньги мы не молились.
Оригинальный текст (англ.)
Терри Гизер Батлер. Kerang!, 2009    »
«Первым делом мы купили себе дома и машины. Ну а потом… что покупать потом? Если для чего-то и требовались нам деньги, так только, чтобы купить новую гитару или новое оборудование. Наша цель была — создавать хорошую музыку и совершенствоваться на концертах. Мы всегда твёрдо стояли обеими ногами на земле», — говорил Тони Айомми.

В мае 1972 года квартет собрался вместе в лос-анджелесской студии Record Plant для того, чтобы приступить к работе над четвёртым альбомом. Этот альбом был первым, который музыканты решили продюсировать сами. Процесс оказался осложнён проблемами, связанными, в основном, со злоупотреблением различными препаратами. Билл Уорд вспоминал, как перед началом работы над «Cornucopia» музыканты накачали себя наркотиками, просто усевшись посередине комнаты, после чего он преисполнился к композиции таким отвращением, что позже из-за этого едва не был уволен. «Я в конце концов добил-таки <песню>, но потом долго ко мне относились с прохладцей… Мол — ну и езжай домой: от тебя всё равно здесь никакого проку»:73-74, — вспоминал барабанщик.

Первоначально альбом предполагалось назвать Snowblind, но записывающая компания, опасаясь кокаинового подтекста одноимённой песни, в последний момент изменила заголовок, выбрав, по мнению Уорда, крайне неудачный вариант. Black Sabbath Vol. 4 вышел в сентябре 1972 года, вновь подвергся критическому разносу, но золотой статус (в США) приобрёл менее, чем за месяц и стал четвёртым подряд релизом группы, тираж которого перевалил за миллион. В сентябре 1972 года альбом поднялся до #8 в Британии. Из альбома вышел сингл «Tomorrow’s Dream» (первый после Paranoid) но в чарты он не вошёл. После продолжительного турне по США группа впервые в своей карьере вылетела в Австралию, после чего продолжила гастроли в континентальной Европе.

Имея возможность провести в студии больше, чем прежде, времени, группа позволила себе эксперименты с текстурой и аранжировками, в которых были использованы струнные инструменты, фортепиано и оркестровка. Однако относительно качества материала и исторической значимости Vol. 4 существуют разные мнения. Оззи Осборн считает его слабейшей из ранних работ группы, записывавшейся спешно и в состоянии наркотического хаоса. Сказалось, кроме того, отсутствие продюсерского дуэта Роджер Бэйн — Томми Аллом: звучание получилось относительно облегчённым. Между тем, в ретроспективных обзорах пластинка оценивается достаточно высоко, особенно центральные вещи: «Changes», «Supernaut», «Snowblind» и «Tomorrow’s Dream».

Sabbath Bloody Sabbath и Sabotage (1973—1975)
Завершив турне в поддержку Volume 4, Black Sabbath вернулись в Лос-Анджелес, снова в Record Plant, чтобы начать работу над следующим альбомом. К своему изумлению музыканты обнаружили, что комната, в которой они записывались, занята «гигантским синтезатором». Сняв дом в Бель-Эйр, летом 1973 года они начали готовить материал новой пластинки, но — по разным причинам — прежде всего, из-за утомления и всё тех же проблем с наркотиками, — выяснили, что не могут закончить ни одну песню. Айомми сказал: «Идеи не возникали <сами собой>, как это было во время работы над Volume 4 и мы впали в уныние. Все сидели и ждали, пока я что-нибудь не придумаю. Но ни у меня, ни у других ничего не возникало»:76.

Проведя в Лос-Анджелесе бесплодный месяц, группа вернулась в Англию и расквартировалась в селении Лес Дина. Только здесь, в мрачных подвалах замка Клиарвелл, где начались репетиции, у Black Sabbath под влиянием жутковатой атмосферы начали появляться соответствующие идеи. Здесь-то и посетил Айомми «спасительный рифф», положивший начало песне «Sabbath Bloody Sabbath» (в честь которой и был впоследствии озаглавлен альбом): с этого момента работа только и началась. Она была продолжена в лондонской Morgan Studios при участии продюсера Майка Бутчера, взявшегося за оформление экспериментов, начатых в Volume 4; звучание группы обогатилось синтезаторным звучанием и струнными аранжировками. В записи композиции «Sabbra Cadabra» принял участие приглашённый в качестве сессионного музыканта Рик Уэйкман, клавишник Yes:79.

Вышедший в декабре 1973 года Sabbath Bloody Sabbath стал первым альбомом группы, получившим положительные рецензии, в том числе и в Rolling Stone, рецензент которого Гордон Флетчер назвал пластинку «необычайно захватывающей» и «несомненно удачной». Альбом, названный рецензентом Allmusic «шедевром» и «неотъемлемой частью любой хеви-метал-коллекции», стал пятым релизом Black Sabbath, получившим в США статус платинового, поднявшись здесь до 11 строчки (и до 4 в Британии).

В январе 1974 года Black Sabbath начали всемирное турне, завершив его на фестивале California Jam в Онтарио, Калифорния, 6 апреля перед 200 тысячами зрителей выступив на одной сцене с Deep Purple, Eagles, Emerson, Lake & Palmer, Rare Earth, Seals and Crofts, Black Oak Arkansas и Earth, Wind & Fire. Частично концерт транслировался телекомпанией ABC, для широкой телеаудитории, которой Black Sabbath были представлены впервые. В том же году подписав контракт с Доном Арденом, группа оказалась вовлечена в судебную тяжбу с прежними менеджерами, которая длилась около двух лет:76.

Работа над альбомом началась в феврале 1975 года, вновь в Morgan Studios в Уиллесдене. Музыканты решили сознательно изменить направление, заданное предыдущей пластинкой. Айомми говорил: «Мы могли бы продолжать и далее, совершенствуясь технически, используя оркестры и прочее, но именно этого нам вовсе и не хотелось. Мы взглянули друг другу в глаза и решили, что хотим сделать рок-альбом, а Sabbath, Bloody Sabbath рок-альбомом по своей сути не являлся»:80.

Альбом Sabotage, записанный с Майком Бутчером, вышел в июле 1975 и был высоко оценён критикой: Rolling Stone, в частности, назвал его лучшим в карьере группы, хотя рецензент AllMusic счёл, что «особые связи, предопределившие уникальность звучания таких альбомов, как Paranoid и Volume 4, начали здесь распадаться». Sabotage, хоть и вошёл в первые альбомные «двадцатки» США и Великобритании, в целом продавался хуже (в частности, в Америке стал первым, не получившим статус платинового). Единственный сингл из него, «Am I Going Insane (Radio)» в чарты не попал, но как минимум две вещи отсюда — «Hole in the Sky» и «Symptom of the Universe» — прочно вошли в концертный репертуар Black Sabbath. Группа вышла в турне, пригласив Kiss в качестве разогревщиков, но вынуждена были прервать выступления в ноябре 1975 года после того, как в мотоциклетной аварии Осборн порвал мышцу спины. В декабре без участия группы оба лейбла выпустили сборник We Sold Our Soul for Rock ’n’ Roll, который в конечном итоге разошёлся в США двухмиллионным тиражом и стал международным хитом.

Technical Ecstasy и Never Say Die! (1976—1979)

К работе над следующим альбомом Black Sabbath приступили в марте 1976 года в Майами, Флорида, арендовав Criteria Studios и пригласив к участию клавишника Джеральда Вудроффа, который уже принимал участие в работе над Sabotage (хоть и в значительно меньшем объёме). К этому времени в составе наметился конфликт. Тони Айомми предлагал разнообразить аранжировки и стиль группы, в частности, использовать духовые инструменты. Осборн решительно настаивал на том, чтобы группа не изменяла принципам хеви-метал. В Technical Ecstasy (сентябрь 1976 года) Black Sabbath пошли путём, по которому вёл их гитарист: насытили музыку звучанием струнных и синтезаторов. Отмечалось, что Джезз Вудрафф не просто сыграл заметную роль в оформлении нового звука, но и (по собственному утверждению) был соавтором как минимум половины композиций в альбоме; впрочем, по оставшимся неясными причинам из «титров» он был вычеркнут.

В альбоме Technical Ecstasy, вышедшем 25 сентября 1976 года, отмечены прессой были две песни: ставшая популярной на концертах «Dirty Women» и «It’s Alright», где Билл Уорд дебютировал в качестве вокалиста. В целом работа, начисто лишённая doom-элемента и насыщенная синтезаторным звучанием, вызвала неоднозначную реакцию, а в ретроспективе получила даже ещё более низкие оценки, чем те, что дали ей критики того времени. В частности, рецензент AllMusic (оценка 2/5) заметил, что он явился свидетельством «пугающе быстрого распада» ансамбля. Technical Ecstasy в UK Albums Chart поднялся до 13 места, но в США не вошёл даже в Top 50, хоть и стал здесь золотым в 1997 году. В ноябре 1976 года Black Sabbath начали в США турне в поддержку альбома, пригласив к участию Boston и Теда Ньюджента, завершив его в Европе (с AC/DC) в апреле 1977 года.

В ноябре 1977 года в ходе репетиций незадолго до начала студийной работы над следующим альбомом Оззи Осборн, разочарованный выбранным направлением развития, вышел из состава группы. «Последние альбомы Sabbath оставили во мне гнетущее ощущение. Я работал лишь ради того, чтобы хоть что-то выжать из записывающей компании, чтобы заработать на пиво — ну, и пластинку выпустить»:93-94, — признавался вокалист. На смену ему был срочно приглашён Дэйв Уокер, певец, известный по участию в Fleetwood Mac и Savoy Brown: с ним группа и начала работать над новым материалом. 8 января 1978 года Black Sabbath единственный раз выступили с Уокером, сыграв «Junior’s Eyes» в телепрограмме BBC «Look! Hear!».

В январе, когда группа вновь приступила к репетициям, Осборн, прежде собиравшийся создать сольный проект (с участниками Dirty Tricks Джоном Фрезером-Бинни, Терри Хорбери и Энди Бирном), вдруг передумал и вернулся в Black Sabbath. «Но он отказался петь то, что мы записали с тем другим парнем, что создало трудности. В студию мы пришли практически не имея песен. Мы писали их по утрам, а записывали по вечерам, что было нелегко, почти конвейер, потому что осмыслить создаваемое не было возможности… Мне было очень трудно выдавать новые идеи и реализовывать их с такой быстротой», — говорил Тони Айомми. Пять месяцев группа провела в Sounds Interchange Studios в Торонто, работая и записывая материал, который составил впоследствии альбом Never Say Die!. Как вспоминал Айомми, процесс затянулся, во многом, опять-таки, из-за злоупотребления наркотиками: «Мы приезжали на сессию и вынуждены были расходиться, потому что слишком были задолблённые… Ни у кого ничего не получалось, мы были никакие — каждый играл своё. Мы возвращались, пытались проспаться и на следующий день повторить попытку»:93-94.

Never Say Die!, стилистически разнородный альбом насыщенный элементами джаз-, синт-, блюз- и прог-рока, вышел в сентябре 1978 года, поднявшись до #12 в Британии (#69 в США). Синглами из альбома вышли «Never Say Die» и «Hard Road». Оба попали в британский top 40 и позволили группе второй раз выступить в программе Top of the Pops (с «Never Say Die»). «Золотого» статуса пластинке в США пришлось ждать двадцать лет.

В целом Never Say Die имел мало общего с теми идеями, которые сделали Black Sabbath пионерами своего жанра. Музыкальная пресса раскритиковала альбом, и впоследствии критики не обнаружили в нём достоинств: согласно AllMusic, «эти расфокусированные песни идеально отразили в себе внутреннюю напряжённость в группе, терзаемой личными конфликтами и злоупотреблением наркотиками». Гастроли Black Sabbath в поддержку Never Say Die! начались в мае 1978 года. Обозреватели отметили, что группа на сцене выглядела «усталой и лишённой вдохновения» — в неприятном контрасте с «юношеским задором» разогревщиков Van Halen, для которых это всемирное турне было первым. Июньский концерт в Hammersmith Odeon был заснят на плёнку и позже вышел на DVD под заголовком Never Say Die. Заключительный концерт турне, в котором Осборн в последний раз (перед многолетним отсутствием) вышел со своей группой на сцену, состоялся в Альбукерке, Нью-Мексико, 11 декабря.

Завершив тур, Black Sabbath вернулись в Лос-Анджелес, вновь сняли дом в Бель-Эйр и провели год, готовя материал следующей пластинки. Процесс шёл трудно, и напряжение нарастало, подогреваемое требованиями записывающей компании ускорить его. Осборн не в состоянии был предложить новых идей, и Айомми его уволил. «На тот момент Оззи подошёл к концу. Все мы много принимали наркоты, кокаина, всего вообще, но Оззи ещё и пил непрерывно. Считалось, что мы репетируем. Но ничего не происходило. Типа: „Ну что, порепетируем сегодня? Давай лучше завтра“. Так ничего и не вышло: деньги растворились»:95, — вспоминал Айомми. «Алкоголь определённо был бичом Black Sabbath. У нас просто судьбой было предопределено, чтобы мы себя уничтожили», — признавал Уорд, которому в тот момент, как другу Оззи, поручили сообщить вокалисту известие о том, что он из состава уволен:97.

Heaven and Hell и Mob Rules (1979—1982)
В 1979 году Шэрон Арден (позже — Шэрон Осборн), дочь Дона Ардена, менеджера Black Sabbath, предложила Ронни Джеймсу Дио, вокалисту Rainbow, заменить Осборна. В июне Дио стал официальным участником группы и та приступила к работе над следующим альбомом. Приход Дио, певца совершенно иного вокального стиля, ознаменовал собой радикальное изменение звучания группы. «Они были совершенно разными, и не только по тембру голоса, но и в самом подходе. Оззи был блестящим шоуменом, но Дио принёс с собой совершенно новое отношение к музыкальному решению, в вокале. Если Оззи пел следуя риффу, как в „Iron Man“, то Дио — вопреки риффу. Его приход привнёс совершенно новый взгляд на сам процесс создания песен»:98, — говорил Айомми. Во многом благодаря Дио и его знаменитая «коза» (изначально призванная нейтрализовать «дурной взгляд», а затем ставшая его привычным приветствием, обращённым к аудитории) приобрела популярность в метал-субкультуре, став жестом, общепринятым среди как музыкантов, так и фанатов.

В сентябре 1979 года Гизер Батлер временно покинул состав: его заменил Джефф Николс (Geoff Nicholls, экс- Quartz). Этот состав вернулся в ноябре в Criteria Studios и начал записывать материал. В январе в группу вернулся Батлер, после чего Николс перешёл за клавишные. Альбом Heaven and Hell, записанный Мартином Бёрчем, вышел 25 апреля 1980 года и был хорошо принят критикой. Десятилетие спустя рецензент AllMusic назвал релиз одним из лучших альбомов Sabbath, нёсшим в себе все признаки возрождения и присутствия новой энергии. Heaven and Hell поднялся до # 9 в Великобритании (# 28 США), успех в чартах имели и два сингла из него: «Neon Knights» и «Die Young» стали хитами. Группа вышла в большое всемирное турне, дав свой первый концерт с Дио в Германии 17 апреля 1980 года. Весь 1980 года Black Sabbath гастролировали вместе с Blue Oyster Cult в рамках тура Black and Blue. Концерт в Nassau Coliseum (Юниондейл, Нью-Йорк) был снят на плёнку и вышел фильмом в 1981 года под заголовком «Black and Blue». 26 июля 1980 года Black Sabbath выступили перед 75-тысячной аудиторией, заполнившей лос-анджелесский Memorial Coliseum (вместе с Journey, Cheap Trick и Molly Hatchet). Примерно в это время на Vertigo вышел концертный альбом Black Sabbath Live at Last, куда вошли записи, сделанные в течение предыдущих семи лет; он был почти сразу же снят с продажи, но успел попасть в Top-5 (перевыпущенный сингл «Paranoid» вошёл в первую двадцатку).

Между тем, родители Уорда умерли один за другим в течение очень короткого времени, и он тяжело перенёс этот удар. «Я стремительно шёл на дно: пьян был 24 часа в сутки. И когда выходил на сцену, она казалась мне… не столь уж яркой. Словно бы начал умирать изнутри. Концерты казались бледными, Рон стоял там, делая своё дело, а я думал про себя: 'Всё кончено'. Мне нравится Ронни, но в музыкальном отношении он — не по мне»:104, — вспоминал барабанщик. 18 августа 1980 года после концерта в Миннеаполисе, штат Миннесота, Билл Уорд из Black Sabbath был уволен, на смену ему был приглашён Винни Эпис. «Меня просто пинком вышибли со стула, даже не предупредив. Я понимал, что им нужен ударник, чтобы спасти тур, но я играл с группой многие годы, почти с детства… Это было больно»:111, — признавался Уорд.

В феврале 1981 года Black Sabbath завершили тур Heaven and Hell и вернулись в студию для работы над новым альбомом. записанный с продюсером Мартином Бёрчем, Mob Rules, вышел в ноябре 1981 года, был хорошо принят фэнами, но хуже — критикой. Рецензент Rolling Stone Дж. Д. Консидайн оценил его одной звездой, заметив, что группа здесь звучит «так же тупо и напыщенно, как звучала всегда». По прошествии уже нескольких лет оценки критиков изменились: Э. Ривадавиа, рецензент AllMusic назвал альбом «великолепным» Mob Rules получил золотой статус и поднялся в британский top 20. Заглавный трек, записанный в старом английском доме Джона Леннона, вошёл в звуковую дорожку мультипликационного фильма 1981 года Heavy Metal, но в версии, отличавшейся от альбомной. Успех в Британии имели и два сингла: «Mob Rules» и «Turn up the Night».

Неудовлетворённая качеством альбома Live at Last, группа подготовила ещё один концертный альбом, Live Evil, составленный из записей, сделанных в ходе тура Mob Rules в Далласе, Сан-Антонио и Сиэтле, в 1982 году. В ходе микширования материала у Айомми и Батлера произошёл конфликт с Дио. Получив (как выяснилось, ошибочную) информацию от звукоинженера, эти двое обвинили вокалиста в том, что тот ночью проник в студию и увеличил громкость своей партии вокала. Дио, в свою очередь, не удовлетворило качество его фотографий на обложке. «Ронни хотел расширить свою сферу влияния, Гизера это раздражало, это и положило начало разладу. Во время записи Live Evil всё и развалилось. Студийный звукоинженер просто не знал, кого слушать: мы говорили ему одно, а Ронни — другое. В конечном итоге мы сказали: хватит: с группой покончено»:118, — вспоминал Айомми. К моменту выхода пластинки в январе 1983 года Дио уже покинул Black Sabbath; за ним последовал Эппис.

Born Again (1983—1985)
Кадровую проблему, возникшую в результате ухода Дио и Эпписа, группа решила, уговорив вернуться