0-9
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Караманов, Алемдар Сабитович

1 pieces
170
Donate
Favorite
Notes
By popularity
By popularity
Alphabetically
Алемда́р Саби́тович Карама́нов (10 сентября 1934, Симферополь — 3 мая 2007) — советский и украинский композитор, основоположник музыкального направления «Религия в симфонизме», переложивший Святое Евангелие на язык музыки. Автор музыки к кинофильму Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм» и другим кинолентам, создатель 24 симфоний, в том числе «SOVERSHISHESIA», «STABAT MATER», «REKVIEM», «Херсонес». Народный артист Украины и лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко (2000), почётный житель Республики Крым, автор Государственного гимна Республики Крым.
Ранние годы
Алемдар Сабитович Караманов родился в Симферополе 10 сентября 1934 года. Его отец — Сабит Темель Кагырман (Караманов — это русифицированная версия фамилии отца), в 14 лет приехавший в Крым из Турции, окончил Коммунистический университет народов Востока в Москве и занимал в Симферополе пост партийного секретаря обкома партии Крыма (до 30-х годов). Мать Алемдара, Полина Сергеевна Караманова (девичья фамилия Величко), «дочь донского казака», работала в библиотеке. Алемдар был первенцем. Позднее в семье Карамановых родились ещё двое детей: дочь Севиль (1936—2014 и сын Александр. В 1944 году отца депортировали в Казахстан, где через несколько лет, освободившись, но не получив разрешения вернуться к семье в Крым, он умер.

В семье имелся рояль, и Полина Сергеевна, которая неплохо играла, заметив интерес старшего сына-дошкольника к музыке, начала обучать его основам музыкальной грамоты и игры на фортепиано. Они занимались по несколько часов не только в выходные дни, но и в будни — перед тем, как пойти в детский сад. У мальчика был абсолютный слух, и в семь лет, осенью 1941 года, его приняли в музыкальную школу при Симферопольском музыкальном училище. Невзирая ни на какие обстоятельства, даже в то время, когда Крым был оккупирован немецкими войсками, Полина Сергеевна водила Алемдара на занятия в музыкальную школу, где с ним в течение двух лет занималась Ева Павловна Сеферова, опытный педагог музучилища, а позднее — Ирина Аркадьевна Брискина, юная выпускница Ленинградской консерватории. В семилетнем возрасте мальчик записал своё первое музыкальное сочинение Когда Алемдару было десять лет, он положил на музыку стихотворение об освобождении Севастополя, опубликованное в газете «Крымская правда».

Он блестяще занимался в музыкальной школе, и по решению педсовета был освобождён от оплаты за обучение; ему даже назначили стипендию, паёк и выдали хлебную карточку (подобное обычно практиковалось лишь для успешных студентов музучилища) — это стало хорошим материальным подспорьем для семьи. В 1949 году, окончив общеобразовательную семилетку, Алемдар поступил в Симферопольское музыкальное училище, а в 1953 году он вошёл в число его талантливейших выпускников, которым было рекомендовано поступать в консерваторию.

Московский период творчества
Д. Шостакович о Караманове
Это интересный и оригинальный талант, своеобразие которого невозможно не заметить уже в студенческих работах.

Д. Шостакович
В 1953 году Алемдар Караманов поступил в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского. Успешно окончив два отделения: композиторское (у С. С. Богатырёва) и фортепианное (у В. А. Натансона), он продолжил обучение в аспирантуре (педагоги Дмитрий Кабалевский и Тихон Хренников, 1958—1963).

В консерватории Алемдар сочинил десять симфоний. В это время молодой композитор был очень продуктивен и создавал произведения разных жанров, многие из которых впоследствии были отнесены к «золотому фонду советской музыкальной культуры»: Седьмая симфония «Лунное море» (1958), Пятая симфония-драматория «В. И. Ленин» (1957), фортепианные концерты — Первый (1958) и Второй (1961), «Ориентальное каприччио» для скрипки с оркестром (1961), Второй струнный квартет, Ave Maria для фортепиано. А. Караманов и Е. Крылатов написали музыку для балета «Комсомолия» (Большой театр, 1957). В Ленинграде был поставлен балет А. Караманова «Сильнее любви» (1961). Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого исполнил песню молодого композитора «Родина», и она нередко передавалась в радиоэфире.

В начале 60-х годов (1962—июль 1964) Караманов увлёкся музыкальным авангардом и стал одним из самых ярких представителей этого музыкального течения в СССР, наряду с Андреем Волконским, Альфредом Шнитке, Эдисоном Денисовым и Софией Губайдулиной. К этому периоду его творчества относятся такие произведения для фортепиано как «Музыка» (№ 1 и № 2, 1962), триптих «Пролог, Мысль и Эпилог» (1962), детские пьесы «Окно в музыку» (1963), концертные фуги (1964).

Симферопольский период
О новаторстве композитора
В 60-е годы Караманов, среди первых в России композиторов-новаторов, овладел новыми техниками письма (в частности додекафонией). Его называли в это время «главой консерваторских модернистов». Такая музыка находилась в остром противоречии с идеологическими установками, господствовавшими в хрущёвский период. Поэтому для Караманова закрываются все возможности исполнения, издания и пропаганды его музыки.

Е. В. Клочкова
По окончании аспирантуры этот «феноменально одарённый человек» столкнулся с непониманием «со стороны музыкального руководства» (в особенности Д. Б. Кабалевского), и осознал, что наступили не самые лучшие времена для творческой самореализации. И хотя его сочинения одобряли такие крупные композиторы как Д. Шостакович и Т. Хренников, он принял решение покинуть столицу и в 1965 году уехал в родной Симферополь:
Я понял, что в Москве мне, собственно, делать нечего, что гораздо больше я смогу сделать там, в провинции, хотя и поломаю свою карьеру.

— Караманов А. С. Музыка – проводник звучащего мира // Советская музыка. — 1985. — №8
Ещё живя в Москве, Караманов обратился к вере. В 1965 году в Симферополе он был крещён и «осознанно принял христианство»; он стал прихожанином церкви Всех Святых. С того времени Караманов почти перестал сочинять камерные и фортепианные произведения. Он начал писать духовную музыку — симфоническую и вокально-симфоническую. Им были созданы симфонические циклы по мотивам Евангелия («Совершишася») и Откровения («Бысть»), а также несколько вокально-симфонических произведений (Stabat Mater, 1967; Реквием, 1971; Мессе, 1973), фортепианный концерт Ave Maria (1968) и симфонический цикл Et in amorem vivificantem, отвечающие латинской духовной традиции. В 1994 году А. Караманов говорил о том, что собирается продолжить свой апокалиптический цикл, написав ещё одну, седьмую, симфонию — «Николай — Кришну», проникнутую и христианской, и индуистской духовностью.

Но всё же творчество «крымского отшельника» не ограничивалось лишь религиозными произведениями. Так, В 1975 году он написал Семнадцатую симфонию «Америка», а в 1980-е и 1990-е годы — несколько сочинений на тему истории Крыма: ораторию «Легенда-быль Аджимушкая», Двадцать четвертую симфонию «Аджимушкай» (1983), ораторию «Херсонес» (1994), — и Гимн Крымской республики (1992).

Всемирная известность
В 1991 году прошли гастроли Караманова в Чехословакии. В 1995 году, британские импресарио Евгений Касевин и Диана Роделл (англ. Kasevin Rodell) организовали западную премьеру музыки Алемдара Караманова в Лондоне. 3 октября 1995 года, в Центральном Вестминстерском зале прозвучали Третий фортепианный концерт Ave Maria и Stabat Mater для солистов, хора и оркестра. Произведения исполняли пианист Константин Щербаков; вокалисты Клэр Раттер (сопрано), Сюзан Макензи-Парк (альт), Вёрнон Кёрк (тенор); лондонское хоровое общество (хормейстер Рональд Корп) и Софийский филармонический оркестр (дирижёр Эмиль Табаков). Вскоре вышли три авторских компакт-диска:

Двадцать вторая и Двадцать третья симфонии в исполнении Немецкого симфонического оркестра под руководством Владимира Ашкенази (1995);
Двадцатая и Двадцать третья симфонии в исполнении Большого симфонического оркестра под руководством Владимира Федосеева (1996, архивная запись).
Третий концерт Ave Maria для фортепиано с оркестром (солист В. Виардо) и Третья симфония (Московский симфонический оркестр под руководством Антонио де Альмейды) (1998).
Караманов написал музыку к документальному фильму М. Ромма «Обыкновенный фашизм» (1965), телесериалу «Стратегия победы», а также к художественным фильмам «Любовь с привилегиями» (1989) и «Хоровод» (1994).

Последние годы жизни
В последние годы Караманов испытывал материальные затруднения:
… я работаю, делаю эскизы к ещё одной симфонии по Апокалипсису, но у меня сейчас нет возможности заниматься этим, я живу в тяжелейших материальных условиях, фактически не имея средств к существованию…

— А. Караманов. Интервью журналисту радиостанции "Эхо Москвы" Е. Дудину (1994)
Вместе с тем, первые годы XXI века ознаменовались пробуждением интереса к творчеству композитора. Прошло более сорока лет после создания симфонического цикла «Совершишася» — и наконец он впервые прозвучал в концертном зале (Дворец «Украина», Киев). Премьерные концерты его произведений прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Саратове и ряде других городов. Последним сочинением А. Караманова стала незавершённая опера «Прощания Хризостома» (либретто А. Караманова).

Алемдар Сабитович Караманов скончался в ночь со 2 на 3 мая 2007 года в г. Симферополе.

Сын — Караманов Олег Алемдарович (1956), пианист, живёт и работает в Ялте.

Дочь — Караманова Кристина Алемдаровна (1971), живёт и работает в Москве.